Переломы.
Стремление к быстрой наживе, заставляет фермеров кормить скот и птицу анаболиками. Они дают быстрый прирост мышечной массы и рыхлость костей скелета. Поедая мясо, хотим мы того или нет, мы также потребляем анаболики, толстеем, кости наши слабеют. В результате получить перелом, сейчас не проблема.
При переломах, первым делом, очень часто наступает болевой шок, который запросто может привести к смерти. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы вывести из него пострадавшего. Действия те же, что и при обмороке. Бьем по щекам, если есть нашатырь, даем понюхать. Освобождаем грудную клетку, от стесняющей одежды. Шок длится не долго, около минуты, но вывод из него, дело, не терпящее промедления. Также необходимо быть готовым и к шоку собственному. Некоторым бывает дурно от вида, неестественно согнутой конечности, и того хуже, от торчащих костей сквозь кожу. Далее практически мгновенно происходит отек. Если на пальцах поломанной руки есть кольцо, то его необходимо как можно скорее снять. Если этого не сделать, то теряется палец. После отека, кольцо обычным способом, уже не снять. О кольцах, и всевозможном пирсинге, вообще разговор отдельный. В походе это опасный излишек. На моей памяти четыре случая потери пальцев, после зацепа о борт автомобиля кольцом, и при преодолении различного рода препятствий. Их просто, легко и непринужденно отрывает.
Первым делом, проведя вышеуказанные мероприятия, никуда не спешим, фиксируем перелом, излишне объяснять как. Одна из лучших шин на руку, подошва кроссовка. Особенно на « альпике» и выше, где дров нет. Последствия не фиксации не утешительны. Поломанные кости подвижны, и наносят боль пострадавшему. При длительной не фиксации к тому же образуется ложный сустав. Это когда на разрыве, уже образовались хрящи, а кости в результате движения не срослись.
Следующий этап транспортировка. Лучше конечно никуда не транспортировать. Если очень надо, то перемещаем в надежное укрытие, которое должно быть не очень далеко. Если здоровых людей менее четырех, то о длительной транспортировки не может быть и речи. Далеко не уйдете, даже не пытайтесь. Впрочем, это и так вскоре становится ясно. Забудьте все фильмы, где полуголый Шварцнегер, со Столоной, раненные бегают по горам, и таскают за собой девушку на каблуках. Не бывает такого в жизни. Пострадавшего необходимо транспортировать, по мере необходимости, как можно на меньшее расстояние. Длительные транспортировки, до добра не доводят. Намучаетесь сами, и изведете пострадавшего. Необходимо обеспечить пострадавшему надежное укрытие от дождя и ветра, снабдить его достаточным количеством воды и теплой одежды. Хорошо если есть, кого оставить рядом с ним. Если нет, то оставляем его одного и не спеша, но поторапливаясь, дабы не поломаться самому, уходим за помощью. Её мы ищем в идеале у МЧС . Если нет такой возможности, то выходим на общие тропы, стоянки. Поджидаем там курьеров, способных донести информацию о беде, компетентным органам. Особое внимание уделяем четкому и внятному описанию места, где находится пострадавший. Лучше, если в момент описания, вас будет слушать максимальное количество народа. По возможности рисуем схему. Лучше и надежней, сообщить как минимум трем группам. Были случаи, что даже давали деньги на попутку, а в конечном итоге, сообщено ни куда так и не было. Принимаем решение, и либо ждем помощи на общей тропе. Либо возвращаемся к пострадавшему. Если в районе возможен поиск вертолетом, то на хорошо просматриваемом фоне (лучше палатке), выкладываем фигуру человека, с распахнутыми руками.
Был свидетелем случая, когда уже в больнице, после перелома бедренной кости, произошел летальный исход. Вот такие они переломы.
Горная болезнь.
Воистину подкрадывается не заметно. За два десятка лет похода в горах, недавно все же впервые посетила.
В тот день было обычное восхождение почти на 4000 м. Перед этим все было сделано грамотно. Жизненный опыт научил, не отклонятся от необходимых стандартов. Поэтому как всегда. Даже лишняя ночевка на 1500 , обычно не делаем, но в тот день была, положила начало акклиматизации. Почем-то у всех разболелась голова. Глотнули по таблетке. Перешли в лагерь на 1800. На следующий день планировали, начало подъем примерно на 2800.
Почти на 2200, один из участников стал отставать, и все чаще виснуть на ледорубе. Ну что ж, обычное дело, сбавляем темп. На 2400, отстающих стало двое. Они всячески пытались это скрыть. Остался «здоровый» я один. Решаю зайти повыше и провесить перила, для дальнейшего подъема и облегчения их страданий, при подъеме через скальные выступы. Где то на 2600, пришло ощущение, сродни тому, когда вдруг резко встаёшь с дивана. Особо не обращаю на это внимание, карабкаюсь по скалам. И тут вдруг опять. Снова останавливаюсь, почти сразу прихожу в чувства. Делаю буквально три шага вверх, и опять все вокруг поплыло. Останавливаюсь, мгновенно все проходит. Сижу минут пять, встаю, иду дальше, но через пару шагов опять тоже самое. Здесь до меня дошло, что у всех «горняшка». Дальше идти нет смысла. Необходима ночевка. Причем на спуске, состояние отличное. Но стоит шагнуть немного вверх, и опять головокружение.
Эта болезнь опасна тем, что можно внезапно потерять сознание. Шутить с ней не рекомендую. Довольно часто в горах, встречаются характерные памятные таблички. И порой буквально на несложных участках. Теперь, больше чем уверен, что некоторые из них, результат «горняшки».
Особо, ничего не делал для того, чтобы два десятка лет избежать этот недуг. В школе, играл в баскетбол и занимался легкой атлетикой. Уже тогда имел объём легких 5800. На этой своей особенности, на спор, выиграл не один десяток шоколада. В дальнейшем занятия спортом были умеренные. Не курю, так в школе баловался. Алкоголь употреблял в командировках, порой даже лишний. В основном поддаваясь массовому влиянию. Иначе было не уснуть, когда вокруг бродит 200 пьяных мужиков, и для нормального сна, необходимо было довести себя ,до такого же состояния. В горы начал ходить, когда попал по распределению в Грузию, на Ширакское плоскогорье. Место замечательно тем, что являет из себя прекрасную панорамную точку. Оно возвышается над Алазанской долиной на 550м. Большой Кавказский хребет как на ладони, в 30 км., посему был виден почти всегда. А в хорошую погоду, за 150км, виден еще Малый.
Вот такая она "горняшка", накрыла сразу всех, и как не странно на высоте менее 3000м.
Никакого специального рецепта, против горной болезни у меня нет.
Походные инцинденты.
Автор Azovsky, 12 фев 2012 19:52
В этой теме нет ответов
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных